Лента новостей

Баннер сайта:

Законопроект депутата Владимира Уласа о прогрессивном налогообложении

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Целью данного законопроекта, основным содержанием которого  являются повышение налоговых льгот и вычетов для малообеспеченных слоёв населения и возвращение к прогрессивному налогообложению на доходы физических лиц, станет решение следующих важнейших задач модернизации и социально-экономического развития России:

 повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения;

устранение огромного имущественного неравенства населения;

увеличения доходной части региональных бюджетов;

– создание налоговых условий, стимулирующих коммерческие организации к расходованию прибыли на расширение и модернизацию производства, а не на её чрезмерное личное потребление.

Действующий Налоговый кодекс РФ, предусматривающий плоскую, единую для всех  13% ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ), был введён с 1 января 2001 года и должен был по замыслу авторов, упростить сбор налогов, легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах, и повысить привлекательность России для частных инвесторов. При этом отрицательные отзывы большинства учёных экономистов и Российской академии наук были проигнорированы.

Необходимо отметить, что и все дальнейшие наиболее принципиальные изменения Налогового кодекса связанные с введением регрессивной ставки ЕСН и плоской 9% ставкой налога на дивиденды, с отменой налога на наследование и дарение для родственников, отвечали либеральной доктрине снижения налоговой нагрузки на наиболее богатые слои населения, с целью увеличения их гипотетических инвестиций в экономику России.

Каковы же реальные результаты десятилетнего применения данной налоговой модели? Сегодня мы уже можем оценить некоторые из них.

Легализации «теневых» доходов не получилось. Согласно заключению  Счётной палаты РФ: «Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы отчислений от единого социального налога не оказало существенного влияния на легализацию не облагаемых ранее налогом доходов». Более того по оценке ряда экспертов доля «теневых» доходов в т.ч. коррупционных все последние годы стремительно увеличивалась и достигла к 2010 году 15–20% от ВВП.

Социальное расслоение населения все последние годы стремительно увеличивалось и достигло катастрофических размеров, соответствующие данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Отношение денежных доходов 10% самых богатых граждан России к доходам  10% самых бедных

Годы

1992

...

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Коэффициент дифференциации доходов  Кд