Лента новостей

Баннер сайта:

***

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Для расчёта экономического эффекта от применения, предлагаемых в законопроекте (см. табл.1), прогрессивных ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ), необходимо знать общую численность налогоплательщиков, их распределение по группам доходов и величину суммарного годового дохода по каждой группе.

 

Таблица 1. Cтавки НДФЛ в зависимости от суммарного налогооблагаемого годового дохода

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода

Налоговая ставка

 

 До 120 000  рублей

10 процентов 

От 120 001 до 500 000 рублей

12 000 рублей + 15 процентов с суммы, превышающей 120 000 рублей

От 500 001 до 1 100 000 рублей

 

69 000 рублей + 25 процентов с суммы, превышающей 500 000 рублей

 От 1 100 001 до 2 900 000 рублей

219 000 рублей + 35 процентов  с суммы, превышающей 1 100 000 рублей

Свыше 2 900 000 рублей

849 000 рублей +45 процентов с суммы, превышающей 2 900 000 рублей

 Однако в применяемых в настоящее время формах статистической налоговой отчетности, утвержденных Федеральной налоговой службой (ФНС), подобная информация отсутствует.

Так в форме статистической налоговой отчетности 5НДФЛ, составленной на основе обобщения деклараций 2НДФЛ от налоговых агентов, группы доходов и число налогоплательщиков не предусмотрены. А в форме статистической налоговой отчетности 1ДДК, составленной на основе обобщения деклараций 3НДФЛ, представляемых индивидуальными налогоплательщиками, дано лишь количество деклараций по семи группам (см. табл.5), не совпадающих с предлагаемыми в законопроекте. При этом ни суммарный, ни средний доход по группам не указаны.

Таким образом, официальная статистическая налоговая информация, необходимая для точного расчета экономического эффекта, достигаемого в случае принятия данного законопроекта, отсутствует.

Для определения общей численности налогоплательщиков были использованы статистические данные Росстата, Минэкономразвития и ФНС.

Так, согласно оценке Росстата за 2010 г. численность экономически активного населения России составляла 76 млн. человек, из которых около 6 млн.  признавались статистикой безработными. Таким образом, общее число работающих составляло 70 млн. человек. При этом по данным Росстата и Минэкономразвития средняя заработная плата за 20092010 гг. составляла 18,8 и 20,8 тыс. руб. в месяц, а годовой фонд заработной платы (ФЗП) – 10,6 и 11,7 трлн. руб. соответственно. Отсюда можно определить, что количество работающих налогоплательщиков, официально получавших зарплату с представлением деклараций 2–НДФЛ, составляло в 20092010 гг. 46,946,7 млн. человек.

Общее количество налогоплательщиков по декларации 2НДФЛ можно  определить по числу предоставленных стандартных налоговых вычетов, количество которых в 2009г. составило 47,2 млн. К этой цифре следует добавить около 2,5 млн. налогоплательщиков, не получавших стандартный налоговый вычет. Кроме того 4,81 млн. налогоплательщиков по данным ФНС, самостоятельно представили декларации 3-НДФЛ.

Таким образом, общее количество налогоплательщиков в 2009г. составило порядка 54,5 млн. человек.

Очевидно, что разницу в 15,5 млн. человек между числом работающих 70 млн. и количеством налогоплательщиков 54,5 млн. составляли лица, получавшие доход в наличной форме и не платившие НДФЛ. Подобная ситуация указывает на очень низкую эффективность существующей налоговой системы и характерна для стран «третьего мира».

Для определения численного распределения налогоплательщиков по группам доходов, предлагаемых законопроектом, были использованы данные Росстата за апрель 2009 г.

В табл.2 приведены данные по процентному распределению работников в зависимости от размера начисленной заработной платы, а в табл.3 распределение общей суммы начисленной заработной планы и средней заработной платы по 10-ти процентным группам работников. Учитывая, что средняя зарплата в 2010 г. увеличилась по отношению к апрелю 2009 г. на 13,7%, можно рассчитать значения зарплат за 2010 г. Соответствующие расчётные данные для 2010 г. приведены в табл.2

Таблица 2. Процентное распределение работников по размеру начисленной месячной заработной платы

 

Численность работников,

         %

Величина начисленной заработной платы, руб. (Росстат апрель 2009 г.)

Величина начисленной заработной платы, руб.

(расчёт для 2010 г.).

2,6

до 4200,0

до 4775,0

6,9

от 4200,1 до 5000,0

от 4775,1 до 5685,0

4,4

от 5000,1 до 5800,0

от 5685,1 до 6595,0

4,4

от 5800,1 до 6600,0

от 6595,1 до 7504,0

4,3

от 6600,1 до 7400,0

от 7504,1 до 8414,0

8,2

от 7400,1 до 9000,0

 от 8414,1 до 10233,0

7,8

от 9000,1 до 10600,0

от 10233,1 до 12052,0

7,3

от 10600,1 до 12200,0

от 12052,1 до 13871,0

6,6

от 12200,1 до 13800,0

от 13871,1 до 15691,0

6,0

от 13800,1 до 15400,0

от 15691,1 до 17510,0

5,2

от 15400,1 до 17000,0

от 17510,1 до 19329,0

4,5

от 17000,1 до 18600,0

от 19329,1 до 21148,0

4,0

от 18600,1 до 20200,0

от 21148,1 до 22965,0

3,3

от 20200,1 до 21800,0